Развитие веб-студии. Часть 2.
Продолжаю серию постов о развитии веб-студии.
"Путь в никуда. Часть 2."
С июля 2023 года я обратился к своему другу-партнеру Сергею за услугой консалтинга. С каким запросом я к нему пришел и что удалось сделать за три месяца, вы можете прочитать в первой части (https://vyatka-it.ru/razvitie-veb-studii-chast-1/)
Эту часть я назову "Бизнес любит цифры, или как не нужно делать бизнес".
Студия существует 7 лет, и за этот огромный срок я только сейчас задался вопросами:
1. Как масштабировать бизнес и зарабатывать больше?
2. Что такое unit-экономика и как ее считать?
3. Почему мы тратим 100% времени, а зарабатываем всего 50%?
Мы с Сергеем разобрали доходы/расходы студии и начали создавать финансовую модель, которая меня поразила, когда я увидел, что 50% времени в месяц я и команда работаем БЕСПЛАТНО. Это действительно неприемлемо. 50% прибыли мне не поступает в месяц. Это мои деньги, которые могут пойти на развитие студии, на запуск новых проектов и так далее.
Мы составили список гипотез, которые сейчас проверяем.
1. Самое простое — поднять стоимость услуг. Да, я начну зарабатывать больше, но это не решит проблему.
2. Изначально неверная оценка проектов. Это полностью мой косяк. За 7 лет я так и не смог рассчитать, сколько реального времени уходит на каждый тип проекта при использовании метода Fix Price. С Time & Materials все в порядке.
Что такое Fix Price? Мы проводим оценку задачи в соответствии с техническим заданием, затем согласовываем стоимость и приступаем к ее реализации. В случае ошибки в оценке и стоимости, это наши проблемы, а не ваши.
Что мы решили делать?
2.1. Теперь каждый этап проекта мы фиксируем в тайм-трекере, чтобы собрать статистику для более точной оценки будущих проектов.
2.2. Введение термина "Конус неопределенности" из методологии Agile. «Конус неопределенности показывает, что оценки становятся более точными по ходу продвижения работы над проектом. Обратите внимание, что на этапе исходной концепции (где частенько даются оценки и берутся обязательства) ошибка может составить 400% (четыреста процентов, Карл!). Оптимально брать обязательства после завершения детального проектирования.» Мы решили начинать работу с этапа предпроектной аналитики и разработки прототипов. После утверждения прототипа, мы можем точно оценить стоимость/сроки остальных этапов: дизайн, верстка и программирование, интеграции, наполнение, запуск проекта.
2.3. Проговариваем с заказчиками количество часов, заложенных на каждый этап, и фиксируем это в договоре. Если возникает перерасход часов, в договоре прописано, что дополнительные часы будут оплачены заказчиком по более низкой стоимости часа.
3. Проверка, сколько бесплатной работы мы делаем. В тайм-трекере создали задачу "Доделки" - то, что изначально не сделали или не протестировали, а также гарантийные случаи. Каждый месяц становится ясно, сколько часов мы работаем бесплатно.
Сейчас я только начинаю внедрять данные гипотезы. Задача на ближайшее время сократить с 50% до 20% недополучаемую прибыль. Спасибо команде за поддержку, так как я постоянно объясняю ребятам, что если ничего не делать, это путь в никуда.
Спасибо за внимание.